Тема недели
В ситуации кадрового голода управляющим отелей приходится нелегко: нужно выполнить финансовый план, обеспечить высокий уровень сервиса гостям и всё это с минимальными ресурсами.
НАТАЛЬЯ СЕДОВА: «Серьезные отели заинтересованы в наших выпускниках»
ГОУ Колледж гостиничного хозяйства «Царицыно» был открыт в Москве в 1977 году. С тех пор он осуществляет подготовку на базе среднего образования по специальностям среднего профессионального образования:
«Технология продукции общественного питания», «Организация обслуживания в общественном питании», «Гостиничный сервис». В 1977 для Москвы стояла острая необходимость в том, чтобы насытить гостиницы Госкоминтуриста вышколенными профессиональными кадрами. Поэтому всех выпускников этого учебного заведения сразу стали направлять на работу только в те отели, которые обслуживали иностранных туристов, приезжающих в Москву. Постепенно колледж занял лидирующее положение в своей области.
Как сегодня обстоят дела в этом учебном заведении? На вопросы журнала «Отель» отвечает директор колледжа «Царицыно» Наталья Николаевна Седова.
– Наталья Николаевна, сейчас уже нет такого понятия, как «Госкоминтурист». Куда же ныне распределяются ваши выпускники?
– Действительно, нет. Но с бывшими отелями этой системы нас до сих пор связывают тесные отношения. Мы продолжаем сотрудничать с отелями, с которыми когда-то наладили партнерские отношения. Это гостиницы: «Националь», «Метрополь», «Савой», «Президент-отель». За последние 10 лет мы расширили круг наших деловых партнёров и установили контакты с отелями известных гостиничных цепей: «Балчуг Кемпински», «Гранд-отель Марриотт», «Аврора-люкс Марриотт», «Тверская-Марриотт» и др. Наши студенты сначала приходят туда на практику, которая начинается у них со второго курса, а после окончания колледжа – на работу. Эти отели заинтересованы в выпускниках колледжа, по достоинству оценивая их подготовку. В свою очередь, в рамках договора о социальном партнерстве по подготовке конкурентоспособных специалистов, отели оказывают нам большую помощь. И мы можем обратиться в дирекцию любого из этих отелей с просьбой или письмом о проведении практического семинара, мастер-класса, тематической экскурсии. В этом учебном году совместно с отелями мы начали реализацию нового проекта «Персона». В рамках этого проекта мы надеемся встретиться с представителями элиты индустрии гостеприимства. Темой разговора станет история, перспективы и проблемы отелей, которые возглавляют конкретные люди, этапы их карьерного становления. Отрадно, что на наш призыв откликнулись генеральные менеджеры лучших московских отелей. Старт в серии таких встреч был дан 10 ноября прошлого года господином Э.Фардоном – генеральным менеджером отеля «Аврора-люкс Марриотт». В феврале этого года студенты колледжа встретились с генеральным директором гостиницы «Националь» Ю.К. Подкопаевым.
К сожалению, мы не можем удовлетворить все заявки, поступающие в наш колледж, т.к. в колледже обучаются 660 человек. При динамично развивающейся гостиничной индустрии, этого конечно недостаточно. В связи с этим, мы возлагаем большие надежды на реализацию Постановления Правительства Москвы № 1054 –ПП от 27 декабря 2006 года «О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы». В соответствии с п.6.5 данного Постановления, на базе нашего колледжа предполагается создать учебное заведение СПО, которое станет эталоном по подготовке кадров для гостиничной отрасли города Москвы, и сформировать в Москве сеть подобных отраслевых учебных заведений. Несомненно, это позволит оптимизировать подготовку кадров для отрасли.
– Расскажите, пожалуйста, о тех специальностях, которые приобретают в Колледже гостиничного хозяйства «Царицыно» ваши студенты.
– Первая – «Технология продукции общественного питания». Базовый уровень обучения –2 года 10 месяцев. В конце обучения выпускнику присваивается квалификация – технолог. Технолог – эта специальность на всю жизнь, позволяющая творить, самовыражаться и совершенствоваться.
Вторая – «Организация обслуживания в общественном питании». Срок обучения – 2 года 10 месяцев. Выпускники получают квалификацию – менеджер ресторана. Чем интересна эта специальность? Мы готовим не просто официантов, и не просто барменов. Мы готовим специалистов, которые могут организовать банкет, выездное обслуживание. Специальность интересная, но в последние годы количество абитуриентов, выбирающих ее, снизилась. Обслуживание – это удел молодых и далеко не каждый человек всю жизнь будет работать официантом. Поэтому для того, чтоб привлечь на эту специальность больше молодых людей, в учебном плане мы предусмотрели такую учебную дисциплину как «Бизнес-планирование» предприятий общественного питания. Студентов учат составлять бизнес-планы, начиная от названия предприятия, его концепции, заканчивая расчетом финансовых затрат, разработкой меню и т.д.
И третья наша специальность – «Гостиничный сервис». Здесь тоже присваивается квалификация – менеджер. Только уже – менеджер гостиницы. На этом факультете мы готовим будущих рецепционистов. По программе на этом факультете --обязательное изучение двух языков. Конкурс на эту специальность очень высокий – 3 -4 человека на место. Сюда, как правило, приходят девушки, которые уже имеют хорошую языковую базу.
– Сколько человек учится у вас на каждом факультете?
– По-разному. Например, на факультете «Технология» у нас обучаются 9 групп студентов, по 30 человек в каждой. У «Менеджеров ресторана» тоже 9 групп, но уже по 25 человек. А на факультете «Гостиничный сервис» – 6 групп по 25-30 человек. У нас существует еще повышенный уровень обучения (четвертый курс). Здесь те ребята, которые, хотят получить углубленную подготовку и квалификацию – старший технолог. Этих студентов мы готовим к тому, чтоб они могли самостоятельно открыть предприятие. У них даже форма итоговой государственной аттестации – защита бизнес-проекта. Студенты самостоятельно разрабатывают проект, создают документацию, концепцию, финансовый организационный и маркетинговый планы.
– Есть ли у вашего колледжа «Царицыно» свои традиции?
– У нас много традиций. Я считаю, что если человек пришел к нам учиться, он должен гордиться своим учебным заведением. У нас есть свой герб, гимн, знамя и девиз, который выражает наши ценностные ориентации: «К успеху – с достоинством».
Говоря о традициях, следует начать с посвящения в студенты, на котором молодые люди произносят клятву студентов колледжа «Царицыно» и им вручаются студенческие билеты и значки нашего колледжа. Традицией стал и туристический слет первокурсников, помогающий сплотить ребят и выявить лидеров в группах. Новички-первокурсники проходят испытание на ловкость, выносливость и быстроту реакции.
Следующая традиция – День выпускника. Праздник, к которому студенты готовятся 3 года. Лучшие из лучших, получают памятные дипломы и значки – «Гордость колледжа». Традицией стали и встречи с ветеранами войны, которые никого не оставляют равнодушными. Например, частым гостем колледжа является знаменитая лётчица-бомбардировщица – Надежда Васильевна Попова, которой сейчас уже больше 80 лет, но она до сих пор в строю.
Ежегодно отмечается день рождение газеты, выходящей в колледже «Царицынская волна». Это тоже добрая традиция.
Традиционными стали профессиональные конкурсы среди студентов: по оформлению десертов, композиции из овощей и фруктов, художественному складыванию салфеток, оформлению тематических столов.
Раскрыть свой творческий потенциал студенты могут и во время проведения традиционных тематических недель: Экономики, Информатики, Математики и Английского языка. Тяжело в учении? Легко! Если учиться с интересом и активно участвовать в подобных мероприятиях.
10 лет подряд сборная команда колледжа участвует в городских конкурсах по кулинарному искусству и сервису «Звезды кулинарии 3-ему тысячелетию», организованных Московской Ассоциацией кулинаров. Это тоже традиция. В этом году мы завоевали 1-ое общекомандное место и Грант-ПРИ Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы.
Еще одна традиция – День самоуправления. В этот день студенты заменяют преподавателей и всю администрацию.
– Можете назвать своих выпускников, которыми по праву может гордиться ваш Колледж?
– Имена наших выпускников говорят о многом. Например, известный шеф-кондитер Александр Селезнев. В Москве он открыл свою школу, которая так и называется « Кондитерский дом Александра Селезнева». Шеф-кондитер отеля «Метрополь» Софья Сабирова, также наша выпускница. Профессионалам известны менеджеры ресторанного дела – Анатолий Пыриков и Александр Бурьян. Геннадий Калдаев стал директором ресторана «Усадьба», а Николай Грибов – ресторана «Кафе Пушкин». Валерий Арсеев – шеф-повар ресторана «Ярмак», Олег Поротиков – шеф-повар ресторана «Шинок», Станислав Самусь – директор ресторана «Савой». Это те выпускники, которыми мы гордимся. Они очень помогают нам, проводя мастер-классы и практические семинары.
– Вы говорили, что студенты Колледжа гостиничного хозяйства проходят практику, в основном в 4–5-звездочных московских отелях… А как обстоит у вас дело с профессиональной практикой за рубежом?
– В 2001 году к нам в колледж приехал господин Ален Себан, который является Президентом Ассоциации Евродип (Европейское образование). В этот день в колледже проходил конкурс по выпечке хлеба. Господина Себана поразило то, как наши студенты собственноручно выпекают хлеб и оформляют из него высокохудожественные композиции. Он тут же предложил взять двух ребят бесплатно на стажировку во Францию. А на следующий год во Францию выехало 15 человек в институт Vatel. Спустя еще какое-то время, мы поняли, что рамки одной только Франции для нас стали недостаточны. Тогда мы стали развивать международные связи: Италия, Германия. В прошлом году, например, 30 наших студентов стажировались за рубежом. Летом 2007 года ребята, вероятно, поедут в Грецию. Ведь многие страны заинтересованы в рабочих кадрах. А мы заинтересованы в языковой и профессиональной практике. По возвращению, наши студенты получают сертификат о том, что они прошли стажировку в той, или иной стране.
– В Москве, кроме вашего Колледжа гостиничного хозяйства есть еще средние профессиональные учебные заведения, которые готовят по тем же специальностям?
– Да, есть. На сегодняшний день это 15 колледжей, подчиненных Департаменту образования. Они готовят студентов по профессиям повар, кондитер, официант, а также по специальностям – «Технология продукции общественного питания» и «Организация обслуживания в общественном питании». Но если для нашего колледжа это основная подготовка, то в других заведениях, эти специальности могут быть в числе прочих. Там могут готовить еще и бухгалтеров, и программистов… А все-таки весь европейский опыт подготовки кадров для гостиничного хозяйства показывает, что в обучении должна присутствовать особая атмосфера, особый микроклимат. Не случайно в Европе гостиничные школы часто располагаются в старинных особняках и в замках. Ведь потребность, которую мы вырабатываем у своих студентов – обслуживать людей и получать от этого удовольствие, просто так, ни на чем не возникает, ее надо развивать. А это и особые взаимоотношения, и доверительный диалог со студентами. Все это подразумевает, на мой взгляд, особую камерность.
Сейчас Департамент образования выходит с большой целевой программой на заседание Правительства Москвы о развитии системы профессионального образования Москвы в целом. Но одними москвичами эту проблему не решить. Потому что в столице количество выпускников ограничено.
В этом году, например, 11-й класс заканчивают порядка 68 тысяч человек. Конечно 70, а то и 80% из них, нацелены на высшую школу. А что же останется на всю систему среднего профессионального образования? Оставшиеся 20 тысяч абитуриентов распределятся по всем учебным заведениям. И конечно отраслевики не увидят кадров в том количестве, на которое они рассчитывают. Поэтому придется привлекать иногороднюю молодежь. Таковы реалии нашего сегодняшнего времени. И мы тоже это почувствовали. С прошлого года у нас несколько снизился конкурс при приеме абитуриентов. Сейчас совместно с Управлением образования ЮАО г. Москвы мы разработали систему профориентационной работы среди старшеклассников округа. Надеемся, что эта работа принесет свои плоды, и с оптимизмом смотрим в будущее.
источник: Вести Туризм
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.
Новости этого источника
Гостиничный бизнес: Пространство haute couture
Гостиничный бизнес: Сантехника в гостинице
Гостиничный менеджмент: made in Holland
При использовании материалов сайта интернет-изданиями, прямая, активная гиперссылка, индексируемая поисковыми системами, указывающая на главную страницу веб-сайта ProHotel.ru обязательна. Перепечатка материалов сайта в традиционных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
Обсуждение ВКонтакте
Обсуждение на Facebook