Тема недели

Тур отрасль вновь обратилась в адрес Михаила Мишустина с просьбой отказаться от регулирования цен на гостиничные объекты. Напомним ранее, Федеральная Антимонопольная Служба выдвинуло предложение ограничивать стоимость гостиничных услуг на рынке во время проведения крупных мероприятий, форумов для того, чтобы реализовать доступность гостиничного номерного фонда, снизить расходы граждан, бизнеса и государства.

Размещено:

​История скандала booking.comв России и в других странах

Команда портала prohotel.ruуже писала о том, что говорят эксперты про противостояние booking и ФАС. В этой статье мы изучим причину, по которой был оштрафован нидерландский сервис, а также разберем историю разбирательств в России и в ряде других стран.

Причина штрафа – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ч. 2 ст. 14.31 КоАП). Booking.com навязывала гостиницам, отелям и хостелам соблюдение особых, ограниченных условий договора. Ограничения проявлялись в соблюдении паритета цен и номеров, а также во взаимодействии с закрытыми группами пользователей. Это привело к ограничению конкуренции на рынке подобных услуг: после заключения договора гостиницы не могли устанавливать цену на свои услуги ниже, чем на Booking.com. Ограничения касались всех каналов распространения, в том числе мета-поисковиков, туристических агентств и даже сайтов самих отелей.

Русский скандал booking.com

Русская история разбирательств с booking.comначалась еще в 2019 году.

Признаки злоупотребления своим положением на рынке были выявлены организацией «Опора России», о чем в феврале 2019 она предупредила ФАС. В ноябре 2019 «Опора…» повторила свою жалобу в ФАС, в связи с чем 12 числа того же месяца федеральная служба сделала предупреждение booking.com. Однако агрегатор проигнорировал требования; в декабре 2019 года ФАС завела антимонопольное дело в отношении booking.com. В январе 2020 бизнес-объединение «Опора России» попросило ввести новые ограничения в адрес Booking.com.

После игнорирования запроса прекратить действия, нарушающие антимонопольное законодательство, второе требование было выдано сайту-агрегатору 18 сентября 2020 года. Предупреждение надлежало исполнить до 18 октября 2020 года. Оно осталось без внимания, в связи с чем 21 декабря 2020 года Федеральная антимонопольная служба завершила рассмотрение дела, и признала нарушения антимонопольного законодательства в отношении компании «Booking.com B.V.». Организация должна была прекратить злоупотреблять своим положением до 15 февраля 2021 года. Сайт-агрегатор решил обжаловать решение ФАС в суде, в связи с чем срок исполнения предписания был приостановлен на некоторое время.

Развязка вам уже известна – booking.com был оштрафован на 1,3 млрд рублей.

В ответ на обвинения со стороны ФАС пресс-служба booking.com сообщила, что планирует обжаловать штраф. Стоит отметить, что до самого наказания организация Booking.com B.V. уже направляла апелляцию в Арбитражный суд Москвы.До недавнего штрафа агрегатора ФАС было признано, что отельный агрегатор нарушает 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Напомним, что организация получила штраф за злоупотребление доминирующим положением на рынке (ч. 2 ст. 14.31 КоАП).

Разбирательства против booking.com имеют неединичный случай. Похожие жалобы также имели место в других странах; начиная с 2010 года многие отельеры высказывали недовольство в сторону маркетинговой политики нидерландской компании. Мы разберем похожие случаи в ряде европейских стран.

Нарушения законодательства в Европе

В 2013 году booking.com уже был в центре скандала. Он, а также агрегаторы HRS и expedia обвинялись в ценовом давлении и нарушении антимонопольного законодательства. Процессы были инициированы во Франции, Швеции и Италии.

Во Франции жалобу подал профсоюз UMIH, представляющий интересы отельеров. Гостиничные агрегаторы обвинялись в попытке установить фиксированные цены на услуги. При заключении договора с букингами отели лишались реализовывать льготные предложения даже на своих собственных сайтах.

Отельеры Франции, Италии и Швеции защитили свое право на лучшую цену. С 1 июля 2015 года гостиницы смогли указывать свою цену на сайтах – меньше, чем было указано на портале. Ранее гостиницы, которые были связаны договором с booking.com, были лишены такого права.

В 2021 году Франция дала окончательный ответ букингам. В результате акции протеста против существующих условий сайтов-агрегаторов была создана новая система онлайн бронирования «ContactHotels», девиз которого «JechoisislaFrance» – я предпочитаю Францию. Последней каплей сотрудников гостеприимства стало отказ входить в положение работников «нестабильной» отрасли. Новый сайт в первую очередь обеспечивает отели гостями, при этом не забирая огромные комиссионные.

История «лучшей цены» в Германии

В 2013 году Федеральное управление картелей начало антимонопольное разбирательство против сайта-агрегатора. Жалобу подала Немецкая гостиничная ассоциация из-за принуждения соблюдать «положения лучшей цены» сервиса. После того как соответствующие органы установили факт нарушения немецкого и европейского законодательства, в 2015 году booking.com прекратил навязывать свою «лучшую цену» отельерам в этой стране.

Швейцарские разбирательства

В начале 2017 в отношении booking.com была начата проверка уполномоченного швейцарского правительства по контролю за ценами Штефана Майерханса. Цель проверки – сбавить чрезмерную комиссию сайта-агрегатора с 13% до 8-9. Сам сервис утверждал, что данный размер комиссии сопоставим с комиссиями в других европейских странах.

В результате ситуация привела к тому, что системы интернет-бронирования отелей были поставлены в условия свободной конкуренции. Парламент Швейцарии запретил навязывать букингам навязывать цены, а именно дал возможность гостиницам предлагать цены на свои услуги ниже, чем установленные на этом онлайн-ресурсе.

Турецкий запрет

Наиболее громкой историей можно считать запрет booking.com в Турции. В 2017 году агрегатору были предъявлены обвинения в недобросовестной конкуренции. Причина обвинения все та же, что была у стран выше, – навязывание своей цены отелям.

В 2019 в результате решения суда было постановлено, что агрегатор виновен в нарушении правил конкуренции. В результате booking.com принял все условия турецкой стороны: компания открыла офис в Турции, а также начал действовать и платить налоги в соответствии с местными законами.

Британское расследование

В отношении Booking.com с 2010 по 2015 год было инициировано расследование британским антимонопольным органом СМА – Competition & MarketsAuthority (Управление по конкуренции и рынкам).

Предметом спора была обнаруженная договоренность между сетями отелей Inter Continental Hotels Group, а также Hotel Inter-Continental London Limited и агрегаторами Booking.com и Expedia.

Рассмотрение было закрыто после достижения компромисса. Стороны разбирательства договорились о том, что при офлайн-продажах и работе с группами туристов отели могли предлагать им более низкие цены, чем для Booking.com и Expedia. При этом, при работе с другими онлайн-агентствами они все еще должны были придерживаться принципов ценового паритета.


  источник: Prohotel.ru

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook

Новости этого источника